Роль образования в развитии человеческого потенциала

 

[Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития экономики. Региональные, межрегиональные и международные аспекты» / Под ред. И.В. Войтова — Минск: ГУ «БелИСА», 2007. — 200 с.]


Н.Н. Морозова
Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова,
Могилев, Республика Беларусь


Образование представляет собой базовую сферу воспроизводства человеческого потенциала, в которой человек формируется как личность. Получаемые знания помогают раскрытию сущности человеческой жизни в социуме, т.к. миропонимание, мировоззрение, определение места и роли личности в обществе, усвоение гуманитарных основ общения, норм морали и нравственности, социокультурное развитие индивида делают человека частью общества. Профессиональная подготовка человека в образовательной системе закладывает прочную базу профессиональной деятельности, в наибольшей степени реализующую личностные способности, его трудовой потенциал. Именно поэтому в теории человеческого капитала уровень образования населения рассматривается как главная составляющая его ценности, а образование единодушно признается в качестве постоянной составляющей трудовой деятельности. Кроме того, современные исследования доказывают устойчивую связь образования человека и продолжительности его жизни, а, следовательно, знание как результат образования важно для долголетия и имеет социобиологическое значение.

Трансформационные процессы в экономике требуют инновационного подхода в системе подготовки будущих специалистов. Образование по своей сути является инновационной сферой, поскольку основывается на постоянном использовании новых знаний, продуцируемых научными учреждениями и вузами. Кадры образовательной системы — важнейшая часть интеллектуального потенциала страны, которая, в отличие от научных работников, выполняет такую социальную функцию, как воспитание обучающихся, а также тиражирование уже известных теоретических положений, концепций, выводов и получение определенных практических навыков и умений. Указанные стороны учебного процесса также носят в определенной мере инновационный характер.

Повышение образовательного уровня более высокой ступени осуществляется вузами, институтами повышения квалификации и переподготовки кадров. В последние годы наблюдается стремление молодежи к получению более высокой квалификации. Так, с 1990 по 2006 гг. количество учащихся средних специальных учебных заведений возросло всего лишь на 7,2% (с 143,7 до 154,1 тыс. чел.), а студентов высших учебных заведений — в 2 раза (с 188,6 до 383 тыс. чел.), что отображено на рисунке.

 

Рисунок. Динамика численности обучающихся в учебных заведениях Республики Беларусь

Причины такой ситуации, скорее всего, в следующем:
приоритет высшего образования перед средним специальным;
доступность высшего образования, связанная с ростом доходов населения и наличием платной формой обучения;
желание иметь хорошую работу и располагать альтернативным выбором рабочего места;
сложившееся мнение о том, что высокий уровень образования ведет к росту доходов и, в частности, заработной платы.

Безусловно, человек, обладающий определенным запасом знаний, является более конкурентоспособным и креативным. Обучение же по второй специальности дает возможность снизить дисбаланс на рынке труда между спросом и предложением, ведь менее востребованная специальность диктует обстоятельства, требующие переподготовки работника, то есть получения новой специальности, наиболее востребованной в регионе. Достоинства системы переподготовки состоят также и в следующем:
обучение второй специальности происходит в более короткие сроки;
получение образования по такой системе позволяет избежать дублирования дисциплин и исключить довольно большой блок общетеоретической подготовки;
традиционная форма лекций имеет меньше преимуществ перед лекциями, имеющим сильную обратную связь, поскольку обучающие лица обладают определенными навыками;
растет человеческий потенциал страны;
расширяются сферы приложения труда;
преподавание теоретического блока дисциплин, осуществляемое наиболее компетентным профессорско-преподавательским составом, способным донести знания определенного предмета в рамках основных идей развития белорусского государства, наиболее тесно увязывается с практическими навыками слушателей.

К тому же новая специальность, во-первых, непрерывно дополняет полученное ранее образование, во-вторых, является проводником инновационных идей и технологий. Анализируя динамику статистических данных, характеризующих занятость и безработицу, следует отметить, что уровень экономической активности населения, то есть склонность к предложению труда, повышается пропорционально уровня образования, достигая максимума среди лиц с высшим профессиональным образованием. Среди трудоустроенных — все больше лиц, имеющих высшее образование: 22,8% в 2005 г. по сравнению с 16% в 1995 г. [1, с. 125]. В то же время рынок труда реагирует на увеличение лиц с высшим образованием. Это отражается в росте доли безработных с высшим образованием, которая увеличилась за 10 лет на 0,6 процентных пункта (с 9,6% в 1995 г. до 10,2% в 2005 г.) [1, с. 144]. Следует отметить, что увеличение числа выпускников ссузов и вузов не является прямым индикатором роста предложения труда со стороны специалистов в масштабах всего экономически активного населения. В частности, поскольку в старших возрастных группах трудоспособного населения, постепенно выбывающих с рынка рабочей силы, доля лиц со средним специальным образованием является весьма высокой, общее предложение труда лиц со средним профессиональным образованием сокращается. Растет и средний возраст безработных, в большей степени у женщин (с 30,7 лет в 1995 г. до 32,6 лет в 2005 г.).

Рост уровня образования ведет к повышению человеческого потенциала страны. На предприятиях нужны знающие, умелые кадры, поскольку новые технологии требуют больших способностей. В связи с этим переобучение лиц пожилого возраста позволит избежать сокращения данной категории работников, особенно учитывая то, что в Беларуси число занятых в 2,1 раза превышает число лиц старше трудоспособного возраста (4349,8 : 2070,2), а это становится важным условием продления трудового участия группы населения пенсионного возраста.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что система высшего и послевузовского образования позволяет решать насущные проблемы на рынке труда. Ведь образование вне контекста рынка труда теряет смысл, а профессиональная подготовка является важнейшей формой самореализации личности на рынке труда, в сфере трудовых отношений.

Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутить лайки в вк

В нашей фирме ремонт турбин на выгодных условиях.